Все мы знаем, что бывает, когда принц целует заколдованную в лягушку принцессу. Но что случится, если переодетая в принцессу официантка поцелует лягушку-принца? Команда мультипликаторов под руководством Рона Клементса и Джона Маскера, создателей «Русалочки» и «Аладдина», а также обладатель премии «Оскар» композитор Рэнди Ньюман поведают самую прекрасную историю любви на свете... с участием лягушек, магии Вуду и поющего аллигатора.

Мультфильм "Принцесса и лягушка" (The Princess and the Frog, 2009) стал значимой вехой в истории студии Walt Disney Animation Studios, представив в 2009 году первую афроамериканскую принцессу Disney и ознаменовав возвращение к традиционной рисованной анимации. Действие картины разворачивается в Новом Орлеане 1920-х годов, в эпоху джаза и магии, где трудолюбивая официантка по имени Тиана мечтает открыть свой ресторан. Фильм стал современной адаптацией классической сказки братьев Гримм "Король-лягушонок" с элементами романа "Принцесса-лягушка" Э.Д. Бейкер 2002 года.

Сюжет

История начинается в 1912 году в роскошном особняке семьи Ла Буф, где маленькая Шарлотта слушает сказку о принце-лягушонке, которую рассказывает мать Тианы, Юдора. Маленькая Тиана, дочь швеи, скептически относится к сказкам, предпочитая мечтать о реальных целях. Ее отец Джеймс разделяет мечту дочери об открытии ресторана в старой мельнице, где они могли бы готовить вкусную еду для всего Нового Орлеана.

Через четырнадцать лет, в 1926 году, Тиана выросла в трудолюбивую молодую женщину, работающую на двух работах официантки, чтобы накопить деньги на ресторан. Ее отец к этому времени уже умер, но мечта остается живой. Тем временем в город прибывает высокомерный принц Навин из Мальдонии, которого родители лишили финансовой поддержки за его расточительный образ жизни. Навин планирует жениться на богатой наследнице Шарлотте Ла Буф, чтобы решить свои финансовые проблемы.

Судьба сводит принца с доктором Фасилье, злым колдуном вуду, который замышляет захватить власть в Новом Орлеане. Фасилье превращает Навина в лягушку, а его слугу Лоуренса - в двойника принца с помощью талисмана с кровью Навина. План злодея заключается в том, чтобы Лоуренс под видом принца женился на Шарлотте, а затем убил ее отца "Большого Папу" Ла Буфа с помощью куклы вуду, получив таким образом все семейное состояние.

На балу-маскараде в честь принца Тиана узнает, что ее опередили с покупкой мельницы для ресторана. Расстроенная, она случайно проливает еду на свое платье, и Шарлотта одалживает ей костюм принцессы. В отчаянии Тиана загадывает желание на вечернюю звезду, когда внезапно появляется лягушка - принц Навин. Приняв Тиану за настоящую принцессу из-за ее костюма, он просит ее поцеловать его, чтобы снять заклятие, обещая в награду деньги на ресторан. Тиана неохотно соглашается, но вместо того чтобы превратить лягушку в принца, сама становится лягушкой.

Оба лягушонка попадают в луизианские болота, где встречают Луи - аллигатора, который мечтает играть на трубе в джазовых оркестрах. Луи рассказывает им о Мама Оди, 197-летней слепой жрице вуду, которая живет в глубине болот и может снять заклятие. К их компании присоединяется светлячок Рэй, который влюблен в Вечернюю звезду, которую называет Эванджелин. Во время путешествия между Тианой и Навином постепенно возникают романтические чувства, особенно когда принц учится быть более ответственным.

Тем временем Фасилье отправляет теневых демонов на поиски Навина, поскольку его кровь в талисмане истощается, и Лоуренс постепенно возвращает свой первоначальный облик. После захвата охотниками за лягушками, где Тиана рискует собственной свободой ради спасения Навина, принц осознает свою неспособность к самостоятельности и начинает меняться.

Когда друзья наконец добираются до Мама Оди, она объясняет, что заклятие можно снять только поцеловем принцессы. Поскольку Шарлотта является "принцессой" Марди Гра, но только до полуночи, у героев остается мало времени. Тиана понимает, что освобождение Навина означает его женитьбу на Шарлотте, но принц обещает получить деньги для ее ресторана.

В кульминации фильма происходит финальная битва с Фасилье, где светлячок Рэй жертвует собой, передавая талисман Тиане. Несмотря на искушение видением собственного ресторана, Тиана разбивает талисман, уничтожая силу злодея. "Друзья с той стороны" утаскивают Фасилье в подземный мир в наказание за невыполненные обещания.

Шарлотта готова поцеловать Навина, чтобы освободить влюбленных, но после полуночи она перестает быть принцессой. Однако когда Мама Оди венчает Тиану и Навина как лягушек, Тиана становится принцессой по браку, и их поцелуй превращает обоих в людей. Умерший Рэй возрождается как звезда рядом со своей возлюбленной Эванджелин. Фильм завершается открытием ресторана Тианы "У Тианы", где играет Луи со своим джазовым оркестром.

Производство

Разработка "Принцессы и лягушки" началась с объединения двух проектов, находившихся в производстве у Disney и Pixar. Один базировался на романе Э.Д. Бейкер "Принцесса-лягушка", где принцесса Эмма целует принца Эдрика, превращенного в лягушку, и сама становится лягушкой. Второй проект был основан на идее Ральфа Эгглестона адаптировать "Короля-лягушонка" в гангстерском Чикаго. Йорген Клубиен также утверждал, что его разработка в Pixar под предварительным названием "Дух Нового Орлеана" послужила вдохновением для фильма.

Проект официально стартовал в июле 2006 года под рабочим названием "Принцесса-лягушка". Руководство студии Disney, включая председателя Дика Кука и главного креативного директора Джона Лассетера, объявили о возвращении к традиционной анимации после пятилетнего перерыва. Последним рисованным фильмом студии был "Дом на хребте" (Home on the Range) 2004 года.

Режиссерами проекта стали Джон Маскер и Рон Клементс, создатели таких шедевров Disney как "Русалочка" (1989), "Аладдин" (1992) и "Геркулес" (1997). Продюсером выступил Питер Дель Векио, 12-летний ветеран Disney Animation. Сценарий писали сами Клементс и Маскер совместно с Робом Эдвардсом.

Выбор Нового Орлеана в качестве места действия был обусловлен несколькими факторами. Как объясняли режиссеры, они хотели создать американскую сказку, поскольку большинство сказок Disney происходили в Европе. Новый Орлеан привлек их своими "магическими" качествами и богатой историей. Кроме того, это был любимый город Джона Лассетера. Режиссеры провели десять дней в Луизиане, изучая архитектуру, культуру и атмосферу города перед началом написания сценария.

Исследование проходило всего через восемь месяцев после урагана "Катрина", и режиссеры стали свидетелями как разрушений, так и неукротимого духа города. Они посетили Французский квартал, изучили разнообразную архитектуру и даже провели день с жрицей вуду для достоверности. Команда художников неоднократно возвращалась в город, фотографируя, зарисовывая и записывая звуки для создания аутентичной атмосферы.

Визуальный стиль фильма черпал вдохновение из золотого века Disney, особенно из "Золушки" (1950). Художники стремились к импрессионистскому подходу, передавая ощущение места, а не фотографическую точность, подобно тому как это делалось в "Бэмби" (1942). Особое внимание уделялось деталям: например, аниматоры заметили ошибку в изображении часов на фасаде собора Святого Людовика и исправили ее для исторической точности.

Создание персонажей-лягушек представляло особую сложность. Аниматоры использовали настоящих лягушек как референс, но поняли, что персонажи не должны выглядеть слишком реалистично. Подобно Сверчку Джимини из "Пиноккио" (1940), лягушки должны были сохранить лишь намеки на животную природу, оставаясь при этом привлекательными для зрителей.

Фильм ознаменовал возвращение к формату бродвейского мюзикла, характерному для эпохи Disney Renaissance. Музыку написал Рэнди Ньюман, композитор новоорлеанского происхождения, известный по работе над фильмами Pixar. Выбор Ньюмана был логичен не только из-за его связи с Лассетером, но и благодаря его глубокому пониманию музыкальных традиций Луизианы.

Первоначально главную героиню планировали назвать Мэдди и сделать горничной. Однако критика со стороны афроамериканского сообщества привела к изменениям: героиню переименовали в Тиану и сделали официанткой с предпринимательскими амбициями. В качестве технического консультанта была привлечена Опра Уинфри, которая также озвучила мать Тианы.

Актеры

Кастинг "Принцессы и лягушки" стал одним из самых обсуждаемых аспектов производства, поскольку Disney впервые выбирала афроамериканскую актрису на роль принцессы. Детальный кастинг был объявлен 1 декабря 2006 года на форуме Manhattan Theatre Source, где фильм описывался как американская сказка-мюзикл, действие которой происходит в Новом Орлеане в эпоху джаза 1926 года.

На роль Тианы первоначально рассматривались несколько кандидатур. В феврале 2007 года сообщалось, что звезды фильма "Девушки мечты" Дженнифер Хадсон и Аника Нони Роуз были главными претендентками. Алисия Кис лично обратилась к тогдашнему председателю Walt Disney Studios Дику Куку по поводу озвучивания роли. Также рассматривалась кандидатура Тайры Бэнкс.

В итоге в апреле 2007 года была утверждена Аника Нони Роуз, которая к тому времени уже была признанной бродвейской актрисой и обладательницей премии "Тони" за роль в мюзикле "Кэролайн, или Перемена" (2004). Роуз также снималась в номинированном на "Оскар" фильме "Девушки мечты" (2006). Ее кастинг оказал значительное влияние на развитие персонажа: ведущий аниматор Марк Хенн даже сделал Тиану левшой, поскольку такова Роуз в реальной жизни.

Роуз позже вспоминала: "Я всегда мечтала озвучить роль в фильме Disney, но даже в этих мечтах я никогда не представляла себя принцессой... Я просто хотела быть голосом. Какая честь, что мечта сбылась так, больше и сильнее, чем я когда-либо могла вообразить". В 2011 году Аника Нони Роуз была удостоена звания Disney Legend.

Принца Навина озвучил Бруно Кампос, бразильско-американский актер, известный по сериалу "Сестра Бетти". Его кастинг привнес в фильм международный колорит, соответствующий происхождению персонажа из вымышленного королевства Мальдония.

Главного антагониста, доктора Фасилье, озвучил Кит Дэвид, чей глубокий, зловещий голос идеально подошел для роли колдуна вуду. Дэвид был утвержден в июле 2007 года, через три месяца после Роуз. Его исполнение песни "Friends on the Other Side" стало одним из самых запоминающихся моментов фильма.

Аллигатора Луи озвучил Майкл-Леон Вули, привнеся в персонаж доброту и музыкальность. Светлячка Рэя озвучил ветеран анимации Джим Каммингс, известный как голос Винни-Пуха и Тигра. Его каджунский акцент и теплый характер сделали Рэя одним из самых любимых персонажей фильма.

Мама Оди получила голос Дженифер Льюис, опытной актрисы, известной по фильмам "Что происходит в Вегасе" и сериалу "Гетто". Шарлотту Ла Буф озвучила Дженнифер Коди, а ее отца "Большого Папу" - Джон Гудман, чей узнаваемый голос придал персонажу необходимую добродушность южного джентльмена.

Особое значение имел кастинг Опры Уинфри на роль Юдоры, матери Тианы. Уинфри не только озвучила персонажа, но и выступила техническим консультантом проекта после критики первоначальной концепции. Терренс Ховард озвучил Джеймса, отца Тианы, а Питер Бартлетт - слугу принца Лоуренса.

Важно отметить, что "Принцесса и лягушка" стала первым полнометражным анимационным фильмом Disney со времен "Красавицы и Чудовища" (1991), в котором все актеры сами исполняли песни своих персонажей. Это решение подчеркнуло важность музыкального компонента картины и позволило актерам полнее раскрыть характеры своих героев.

Съемки

Термин "съемки" в контексте традиционной анимации относится к процессу создания анимации, который в случае "Принцессы и лягушки" представлял собой возвращение Disney к классическим методам после пятилетнего перерыва. Производство началось в июле 2006 года и стало первым полнометражным рисованным фильмом студии после "Дома на хребте" (2004).

Основной проблемой стала модернизация анимационного конвейера. Система CAPS (Computer Animation Production System), разработанная Disney совместно с Pixar в 1980-х годах для предыдущих рисованных фильмов, к 2004 году устарела. Вместо неё студия внедрила программное обеспечение Toon Boom Harmony от Toon Boom Animation в качестве основного инструмента производства.

Программа Harmony была дополнена специальными плагинами для создания эффектов в стиле CAPS, таких как тени на щеках и дымовые эффекты. Восстановленное подразделение традиционной анимации начало работу с короткометражного мультфильма "Как подключить домашний кинотеатр" (How to Hook Up Your Home Theater) с участием Гуфи в 2007 году.

Первоначально планировалось полностью отказаться от бумаги и рисовать напрямую в компьютере с помощью планшетов Wacom Cintiq. Короткометражка с Гуфи частично создавалась именно таким способом. Однако аниматоры персонажей столкнулись с трудностями при таком подходе и решили вернуться к традиционным бумажным рисункам карандашом, которые затем сканировались в компьютерные системы.

Как объяснял ветеран анимации Disney: "Эти ребята имели замечательную идею вернуть рисованную анимацию, но все нужно было начинать с нуля. Одним из первых шагов стала работа над короткометражками, чтобы помочь нам восстановить 2D конвейер".

Процесс создания "Принцессы и лягушки" включал создание тысяч рисованных кадров, которые затем сканировались в компьютер и цифрово обрабатывались с использованием Toon Boom Harmony. Система позволяла аниматорам корректировать цвета фонов одним нажатием кнопки, вместо того чтобы перерисовывать их с нуля, если персонажи слишком контрастировали с передним планом.

Единственным исключением из конвейера Toon Boom Harmony стала фантазийная последовательность "Almost There". Под руководством Эрика Голдберга и при дизайне Сью Николс эта сцена использовала графический стиль ар-деко, основанный на творчестве художника Гарлемского возрождения Аарона Дугласа. Анимация персонажей для этой последовательности выполнялась на бумаге без прохождения через отдел чистки анимации и сканировалась непосредственно в Photoshop. Работы затем обрабатывались для создания эффекта нарисованных мазков и заливок, и комбинировались с фонами с использованием Adobe After Effects.

Визуальные эффекты и фоны для фильма создавались цифровым способом с использованием планшетов Cintiq. Марлон Вест, один из ветеранов супервайзеров визуальных эффектов Disney, отмечал: "У этих ребят была замечательная идея вернуть рисованную анимацию, но все приходилось начинать заново с самого начала. Мы решили полностью отказаться от бумаги для 'Принцессы и лягушки'".

Фоны рисовались цифровым способом в Adobe Photoshop, а многие архитектурные элементы базировались на 3D-моделях, созданных в Autodesk Maya. Большая часть чистки анимации, цифровой раскраски и композитинга была передана сторонним компаниям в Орландо, Флорида (Premise Entertainment), Торонто, Онтарио, Канада (Yowza! Animation), и Бруклине, Сан-Паулу, Бразилия (HGN Produções).

Команда аниматоров была в восторге от возвращения к традиционной анимации. Как вспоминал один из них: "У нас было большое собрание, мы не знали, о чем речь. Все сидели за огромным столом, и мы пришли к выводу делать черновую анимацию и чистку анимации для 'Принцессы и лягушки' на бумаге. Стало тихо, все сидели, а я встал и исполнил маленький победный танец. Как можно не прийти в восторг?".​

Процесс анимации лягушек представлял особую техническую сложность. Аниматоры иногда делали их "слишком лягушачьими", поэтому пришлось найти баланс между реализмом и привлекательностью для зрителей. Как и в случае со Сверчком Джимини в "Пиноккио", лягушки должны были иметь лишь намеки на животную природу.

Саундтрек

Музыкальное сопровождение "Принцессы и лягушки" создал Рэнди Ньюман, композитор новоорлеанского происхождения, известный своей работой над фильмами Pixar. Саундтрек был выпущен лейблом Walt Disney Records 23 ноября 2009 года, за день до ограниченного релиза фильма в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

Альбом содержит десять оригинальных песен и семь инструментальных композиций, все, кроме одной, написанные, аранжированные и продирижированные Рэнди Ньюманом. Исключением стала песня "Never Knew I Needed", написанная и исполненная Ne-Yo. Музыкальный стиль саундтрека отражает афроамериканские традиции, включая джаз, зайдеко, блюз и госпел.

Выбор Ньюмана как композитора был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, он ранее работал с исполнительным продюсером фильма Джоном Лассетером над картинами Pixar "История игрушек", "Приключения Флика", "История игрушек 2", "Корпорация монстров" и "Тачки". Во-вторых, как уроженец Нового Орлеана, Ньюман глубоко понимал музыкальные традиции Луизианы и мог аутентично передать дух города.

Открывающая композиция "Never Knew I Needed" от Ne-Yo получила собственный музыкальный клип, который ротировался на Disney Channel. Песня также транслировалась на ритмичных радиостанциях с 27 октября 2009 года. Выбор современного R&B исполнителя для главной темы демонстрировал стремление Disney привлечь широкую аудиторию.

Центральные песни фильма исполняли актеры озвучивания. Аника Нони Роуз исполнила "Down in New Orleans (Prologue)" и "Almost There" - ключевые композиции, отражающие мечты и стремления Тианы. "Almost There" стала настоящим гимном целеустремленности, сочетая классический бродвейский стиль с джазовыми элементами.

Кит Дэвид исполнил зловещую "Friends on the Other Side" - песню злодея доктора Фасилье. Композиция, выполненная в стиле вуду с элементами блюза и регтайма, стала одной из самых запоминающихся песен Disney злодеев. Голос Дэвида идеально передавал магическую силу и угрозу персонажа.

Трогательная "When We're Human" объединила голоса Майкла-Леона Вули (Луи), Бруно Кампоса (Навин) и Аники Нони Роуз (Тиана) при участии Теренса Бланшара. Песня отражает мечты каждого персонажа о человеческой жизни и стала эмоциональным центром второго акта.

Джим Каммингс исполнил две ключевые композиции: "Gonna Take You There" (при участии Терранса Симьена на аккордеоне) и романтичную "Ma Belle Evangeline" (с Теренсом Бланшаром). Последняя стала лирической кульминацией фильма, рассказывая историю любви светлячка Рэя к Вечерней звезде.

Духовную "Dig a Little Deeper" исполнила Дженифер Льюис (Мама Оди) при участии госпел-хора Pinnacle. Композиция, выполненная в традициях афроамериканской церковной музыки, несет философское послание о том, что истинное счастье находится внутри каждого человека.

Завершает альбом "Down in New Orleans (Finale)" в исполнении Аники Нони Роуз, создавая музыкальную арку с прологом. Инструментальные треки включают традиционные композиции "Dippermouth Blues" Джозефа Оливера и "Cajun Love Song" Леона Рассела.

Саундтрек получил высокие оценки критиков за аутентичность и мастерство исполнения. "Almost There" и "Down in New Orleans" были номинированы на "Оскар" в категории "Лучшая оригинальная песня" на 82-й церемонии вручения премии. Хотя награду получила "The Weary Kind" из фильма "Сумасшедшее сердце", номинации подтвердили высокое качество работы Ньюмана.

"Down in New Orleans" также была номинирована на "Грэмми" в категории "Лучшая песня, написанная для фильма, телевидения или других визуальных медиа" на 53-й церемонии. Аника Нони Роуз получила награду Black Reel Awards за выдающееся вокальное исполнение и разделила награду за выдающуюся оригинальную песню "Almost There" с Рэнди Ньюманом.

Коммерческий успех саундтрека отразил общий прием фильма. Хотя "Принцесса и лягушка" не достигла кассовых высот предыдущих хитов Disney эпохи Возрождения, музыка прочно вошла в канон классических песен Disney. Композиции регулярно исполняются в тематических парках Disney, а персонаж Тианы остается популярным в линейке Disney Princess.

Рейтинг фильма

7.20
268 657 оценок
Принцесса и лягушка фильм, 2009, дата выхода, актёры, описание