Астерикс и его лучший друг Обеликс продолжают свою многолетнюю борьбу с Цезарем, который хочет наконец-то расправиться с неукротимыми галлами. Вокруг деревни Астерикса Цезарь приказывает построить новый Рим — Землю Богов. В галльской деревне хаос и смятение. Но Астерикс и Обеликс не сдаются!

Мультфильм "Астерикс: Земля Богов" (французское название "Astérix: Le domaine des dieux") стал знаковым проектом в истории анимационной франшизы о легендарных галльских воинах. Выпущенный 26 ноября 2014 года во Франции, фильм собрал более 51 миллиона долларов при бюджете в 31 миллион евро, став первым полнометражным мультфильмом серии, созданным в формате 3D. Проект стал результатом творческого сотрудничества режиссеров Луи Клиши, известного по работе в студии Pixar над фильмами "ВАЛЛ-И" и "Вверх", и Александра Астье, создателя популярного французского сериала "Камелот".

Фильм представляет собой экранизацию комикса "Обитель богов" от создателей персонажей Рене Госинни и Альбера Удерзо. Студия Mikros Image взяла на себя производство анимации, отметив значительный шаг в развитии французской индустрии компьютерной анимации. Проект получил номинацию на премию IFMCA за лучшую оригинальную музыку к анимационному фильму.

Сюжет

История разворачивается в 50 году до нашей эры в Галлии, где Юлий Цезарь разрабатывает новую стратегию покорения последней непокоренной галльской деревни. Устав от военных неудач против неукротимых галлов, получающих силу от волшебного зелья друида Панорамикса, Цезарь решает действовать хитростью. Император провозглашает: "Раз Галлия не идёт к Риму, тогда Рим придёт к ним!"​

По приказу Цезаря архитектор Англаигус начинает строительство роскошного жилого комплекса "Земля Богов" в лесу рядом с деревней Астерикса и Обеликса. План заключается в том, чтобы через римскую цивилизацию и комфорт поглотить галлов, заставив их ассимилироваться или покинуть родные места. Цезарь рассчитывает, что галлы не смогут устоять перед соблазнами римского образа жизни.​​

Во время охоты на кабанов Астерикс и Обеликс случайно обнаруживают строительную площадку в лесу. Они пытаются противодействовать римским планам, используя волшебные желуди от друида Панорамикса, которые мгновенно превращаются в могучие деревья. Однако их первоначальные попытки остановить строительство оборачиваются неожиданными последствиями.

Стремясь освободить рабов, которых римляне заставляют вырубать лес, Астерикс и Обеликс вторгаются в римский лагерь и дают им волшебное зелье. Неожиданно рабы используют полученную силу не для побега, а для ускорения строительных работ, требуя при этом равную оплату с легионерами и собственные квартиры по завершении проекта. Римские легионеры также объявляют забастовку, узнав об этих требованиях.

Когда галлы готовятся атаковать и снести "Землю Богов", они обнаруживают, что здания уже заселены мирными римскими гражданами. Понимая, что не могут причинить вред невинным людям, галлы возвращаются в деревню, чтобы разработать план мирного выдворения поселенцев. Тем временем римская семья — Петиминус, Дульция и их сын Мишьефус — знакомится с Обеликсом и Идефиксом в лесу, и галлы неохотно соглашаются временно приютить их в своей деревне.

Астерикс, Обеликс и Панорамикс пробуют различные методы, чтобы заставить римских поселенцев покинуть "Землю Богов": они создают проливные дожди, шумовое загрязнение и даже пытаются распространить зловонный запах. Однако все эти планы терпят неудачу, поскольку римляне воспринимают неудобства как естественную часть жизни в Британии.

Римские поселенцы начинают делать покупки в галльской деревне, что приводит к эскалации ценовой войны за рыбу и "антикварное" оружие. Предприимчивые жители деревни, такие как кузнец Фуллиавтоматикс и торговец рыбой Унхагиникс, решают устроить выгодный бизнес, торгуя с римлянами. Постепенно вся деревня, за исключением Астерикса, Обеликса и Панорамикса, поддается соблазну римского образа жизни и комфорта "Земли Богов".

Огорченный тем, во что превратилась деревня, Астерикс покидает родной дом вместе с Обеликсом, Панорамиксом, Идефиксом и бардом Ассуранстуриксом, чтобы получить собственную квартиру в "Земле Богов". Хотя архитектор Англаигус неохотно соглашается на их проживание, сенатор Проспектус разрешает им остаться как часть плана Цезаря.

Цезарь затем переходит к следующей фазе своего плана, предлагая бесплатные квартиры всем галлам. В очередной попытке заставить римских поселенцев уехать, Астерикс просит Ассуранстурикса создать шумовое загрязнение, оглушительно громко распевая снаружи жилого комплекса. План почти срабатывает, пока не появляются остальные галлы, чтобы заставить барда замолчать и переехать в свои новые квартиры.

С опустевшей деревней Цезарь приводит в действие финальную стадию своего плана, приказывая разрушить галльское поселение. Однако легион отказывается сотрудничать, пока Панорамикс и Обеликс еще на свободе. Панорамикс, Мишьефус и Идефикс попадают в плен и содержатся в холле "Земли Богов", а Обеликс теряет сознание от голода рядом с римским легионом во время их поисков и заключается в камеру под жилым комплексом.

На следующий день Астерикс просыпается и обнаруживает, что деревню осаждают. Галлы держат римлян на расстоянии, притворившись, что у них все еще есть волшебное зелье, пока Астерикс пробирается в "Землю Богов". Встретившись с Петиминусом и Дульцией, они освобождают Панорамикса, Идефикса и Мишьефуса и скрываются в квартирах, чтобы начать варить волшебное зелье.

Галлы преследуют римлян обратно в "Землю Богов", но попадают в плен, когда римляне разоблачают их обман. Астерикс пытается спасти соплеменников, но оказывается в плохом состоянии после употребления незавершенного волшебного зелья. Когда Астерикс недееспособен, а галлы загнаны в угол, Цезарь и Проспектус прибывают, чтобы объявить победу над галлами.

Однако в решающий момент из-под земли поднимается Обеликс, оживший после употребления еды с банкета прибытия, которую выбросили в его камеру. Галлы получают волшебное зелье и побеждают римлян в битве, требуя от Цезаря забрать поселенцев обратно в Рим. Это наконец приводит к сносу "Земли Богов". Галлы празднуют свою победу традиционным пиром на руинах римского комплекса. В Риме Петиминус и Мишьефус унижают Цезаря, бросив один из мгновенно растущих желудей Панорамикса в его подиум в Колизее, оставив императора висеть на ветке дерева.

Производство

Проект "Астерикс: Земля Богов" зародился в студии M6 приблизительно за три года до начала основного производства. Изначально фильм планировалось создать в студии MacGuff, однако после поглощения этой компании Universal Pictures продюсеры были вынуждены искать новую производственную базу. Выбор пал на парижскую студию Mikros Image, которая на тот момент только начинала развивать направление полнометражной анимации.

Летом 2011 года в Mikros Image началась серия тестовых работ, призванных продемонстрировать способности студии справиться с масштабным проектом. В то время студия еще не имела четко определенной линии анимационного производства, но уже зарекомендовала себя благодаря короткометражному фильму "Logorama" от H5, получившему "Оскар" в 2010 году. После нескольких встреч с Филиппом Бони, генеральным директором M6 Studio, и правообладателями, Mikros Image смогла доказать свою готовность к реализации проекта.

Официальное сотрудничество было оформлено в конце первого полугодия 2012 года на Международном фестивале анимационного кино в Анси. В сентябре 2012 года Николя Трут, директор по производству, вместе с первой командой разместился в большом открытом офисе в Левалуа-Перре, недалеко от головного офиса Mikros Image. В центре рабочего пространства расположились режиссер Луи Клиши при поддержке Патрика Делажа, директора по анимации, и Тьерри Фурнье, художественного руководителя.

Команда постепенно выросла до ста человек в пиковый период производства. Студии предстояло создать 80-минутный 3D-фильм всего за 30 месяцев, что потребовало интенсивного рабочего графика. Процесс включал в себя последовательные этапы: раскадровка, аниматик, лейаут, моделирование, создание декораций, анимация, освещение и композитинг.

Для управления проектами Mikros Image использовала два программных решения: Octopus и Shotgun. Студия разработала множество собственных инструментов и решений для оптимизации рабочего процесса. Особое внимание уделялось адаптации графического стиля к каждому проекту и режиссеру — подход, который стал фирменным знаком студии.

Производственная команда включала исполнительного продюсера Наталию Альтманн и компанию Média Valley. Среди производственных компаний значились M6 Studio, Belvision, Mikros Image Animation Paris, Dreamwall и Nozon. Луи Клиши, имевший опыт работы аниматором в Pixar над такими проектами, как "ВАЛЛ-И" и "Вверх", впервые выступил в качестве режиссера полнометражного фильма.

Александр Астье, известный как создатель культового французского сериала "Камелот", отвечал за сценарий и выступал соавтором режиссуры. Астье, получивший музыкальное образование в консерватории и Американской школе современной музыки в Париже, привнес в проект свой опыт работы с комедийными сериалами и глубокое понимание французской культуры. Сотрудничество между опытным аниматором Клиши и многогранным творцом Астье стало ключевым фактором успеха проекта.

Проект стал важной вехой для французской анимационной индустрии, доказав способность местных студий создавать высококачественную компьютерную анимацию, конкурентоспособную с международными производствами. Успех фильма проложил путь для последующего сотрудничества между Mikros Animation и творческой командой над продолжением "Астерикс: Секрет волшебного зелья" в 2018 году.

Актеры

Озвучание "Астерикса: Земли Богов" стало знаковым событием во франшизе, поскольку легендарный Роже Карель в девятый раз озвучил главного героя. 87-летний актер впервые исполнил роль Астерикса еще в 1967 году в мультфильме "Астерикс из Галлии", и данный проект стал его последней работой в серии перед уходом на пенсию. Карель также озвучил верного спутника героев — собачку Идефикса.

Обеликса озвучил Гийом Бриа, который мастерски передал характерный добродушный и простоватый нрав персонажа. Бриа продолжил работу над ролью и в последующем фильме франшизы. Его интерпретация Обеликса получила признание как поклонников, так и критиков за органичное сочетание комедийности и теплоты персонажа.

Юлий Цезарь получил голос от Филиппа Морье-Жену, который придал римскому императору подобающую властность и коварство. Режиссер и сценарист Александр Астье лично озвучил центуриона Урсенплюса, продемонстрировав свои актерские способности наряду с режиссерскими. Его отец, Лионель Астье, исполнил роль кузнеца деревни Фуллиавтоматикса, продолжив семейную традицию участия в проектах сына.

Среди других значимых ролей следует отметить Лорана Дойча в роли архитектора Англаигуса — ключевого персонажа, отвечающего за строительство "Земли Богов". Сенатора Проспектуса озвучил популярный французский актер и режиссер Ален Шаба, известный по многочисленным комедийным проектам. Эли Семун исполнил роль Кубитуса, привнеся в персонажа свой узнаваемый комедийный стиль.

Женские роли в фильме представили талантливые французские актрисы. Жеральдин Накаш озвучила Дульцию — представительницу римской семьи, которая подружилась с галлами. Флоренс Форести исполнила роль Бонемин, жены вождя деревни, привнеся в персонажа свойственную ей яркость и выразительность. Артюс де Пенгерн озвучил Петиминуса, главу римской семьи.

Франсуа Морель стал голосом торговца рыбой Унхагиникса, одного из самых колоритных персонажей галльской деревни. Серж Папагалли озвучил вождя деревни Абраракурсикса, сохранив традиционную интерпретацию этого важного персонажа. Бернар Ален исполнил роль мудрого друида Панорамикса, чей голос стал воплощением мудрости и спокойствия.

Особую роль в озвучании сыграл процесс записи голосов, который проходил на раннем этапе производства, еще до создания окончательной анимации. Это позволило аниматорам точнее синхронизировать движения персонажей с речью актеров, создавая более естественное восприятие. Александр Астье и другие участники озвучания работали в тесном сотрудничестве с режиссерами, обеспечивая точное попадание в характеры персонажей.​​

Международные версии фильма также получили качественное озвучание. Английская версия привлекла таких известных актеров, как Джек Уайтхолл (Астерикс), Ник Фрост (Обеликс), Джим Бродбент (Юлий Цезарь) и Грег Дэвис (центурион). Канадская англоязычная версия была озвучена Кеном Крамером (Астерикс) и К. Эрнстом Хартом (Обеликс).

Озвучание стало важным элементом успеха фильма, поскольку актеры смогли передать не только юмор оригинальных комиксов, но и добавить собственные интерпретации, обогатившие персонажей новыми гранями. Работа Роже Кареля получила особое признание как достойное завершение его многолетнего вклада во франшизу "Астерикс".

Съемки

Процесс создания "Астерикса: Земли Богов" представлял собой сложную многоэтапную работу по трансформации традиционной 2D-эстетики комиксов в современную 3D-анимацию. Основные работы по анимации проходили в парижской студии Mikros Image, где команда из ста специалистов трудилась над созданием первого трехмерного фильма франшизы.​

Рабочий процесс начинался с создания раскадровки и аниматика — первой анимированной версии фильма, определяющей темп и поток повествования. На этом этапе использовались простые карточки, которые последовательно сменяли друг друга, создавая базовую структуру будущего фильма. Уже записанные диалоги позволяли представить окончательный результат даже с закрытыми глазами.​​

Следующим критически важным этапом стало создание моделей персонажей — процесс скинирования и моделирования. Художники студии детально прорабатывали каждого персонажа в трехмерном пространстве, сохраняя узнаваемые черты оригинальных комиксов, но адаптируя их для 3D-анимации. Особое внимание уделялось сохранению характерного стиля рисунка Альбера Удерзо при переводе в цифровой формат.​​

Создание окружающей среды и декораций потребовало от команды детальной проработки галльской деревни, римских построек и лесных пейзажей Галлии. Художники по окружению воссоздали атмосферу древнего мира, уделяя внимание историческим деталям архитектуры и ландшафта, но сохраняя при этом стилистику комиксов.​

Этап анимации стал наиболее трудозатратным в производстве. Аниматоры работали над передачей характерных движений каждого персонажа: неуклюжей силы Обеликса, ловкости Астерикса, мудрых жестов Панорамикса. Особую сложность представляла анимация массовых сцен с большим количеством персонажей и батальных эпизодов.​

Освещение и рендеринг добавили финальные штрихи к визуальному стилю фильма. Художники по свету создавали атмосферу различных сцен: от солнечного света в галльской деревне до мрачноватого освещения римских построек. Процесс рендеринга требовал значительных вычислительных мощностей для создания качественной 3D-графики.​​

Композитинг стал заключительным этапом производства, на котором все элементы — персонажи, окружение, спецэффекты — объединялись в единое целое. Специалисты по композитингу также работали над интеграцией различных слоев анимации и добавлением финальных визуальных эффектов.​

Техническая сторона производства потребовала использования передовых программных решений. Для управления проектом студия использовала системы Octopus и Shotgun, позволяющие координировать работу большой команды и отслеживать прогресс на всех этапах производства. Mikros Image также разработала собственные инструменты и скрипты для оптимизации рабочих процессов.

Особенностью производства стал подход к созданию "живой" анимации, когда запись голосов происходила до создания окончательной анимации. Это позволило аниматорам более точно синхронизировать движения губ персонажей с речью актеров, создавая более естественное восприятие. Режиссеры Луи Клиши и Александр Астье активно участвовали в процессе, предоставляя детальные указания по каждой сцене.​​

Создатели фильма стремились избежать излишней "детскости" в анимации, несмотря на то, что работали над мультфильмом. Команда ориентировалась на стиль приключенческих фильмов с экшеном, эмоциями и юмором, вдохновляясь работами Джона Уильямса, Джерри Голдсмита и Алана Силвестри. Весь процесс создания занял 30 месяцев интенсивной работы, что потребовало четкой координации и высокого профессионализма от всей команды.

Саундтрек

Музыкальное сопровождение "Астерикса: Земли Богов" создал французский композитор Филипп Ромби, известный по сотрудничеству с режиссером Франсуа Озоном и работе над такими фильмами, как "Бассейн", "Рики" и "Радостное Рождество". Для Ромби данный проект стал творческим отклонением от его обычного репертуара, поскольку композитор впервые работал над анимационным фильмом такого масштаба.

Ромби приступил к работе, не имея заранее сформированных представлений о том, какая музыка потребуется проекту. Режиссеры Луи Клиши и Александр Астье, оба обладающие глубокими знаниями в области киномузыки, стали требовательными и компетентными собеседниками. Клиши, будучи истинным меломаном и пианистом, а Астье, имеющий классическое музыкальное образование, сразу обозначили высокие стандарты для будущей партитуры.

Творческая команда единодушно решила избежать слишком детской или иллюстративной музыки, характерной для многих анимационных фильмов. Вместо этого они стремились создать партитуру, подобную музыке к приключенческим фильмам, с элементами экшена, эмоций и юмора. В качестве вдохновения композитор и режиссеры обращались к работам Джона Уильямса, Джерри Голдсмита и Алана Силвестри, ориентируясь на симфоническую музыку в традициях Равеля, Чайковского, Прокофьева и Стравинского.

Процесс создания музыки растянулся на целый год и проходил поэтапно. Первоначально Ромби работал с аниматиком — предварительной версией фильма, состоящей из последовательных карточек с записанными диалогами. Постепенно эти материалы развивались в более детализированные версии, позволяя композитору точнее понимать настроение и темп каждой сцены.

Центральной темой партитуры стала мелодия Астерикса, вокруг которой Ромби создал множество вариаций. Композитор подчеркивал эпические, эмоциональные и фольклорные аспекты главной темы, адаптируя ее под различные сцены фильма. Особое внимание уделялось созданию музыкальной целостности: Ромби стремился обеспечить гармоническую последовательность и плавные модуляции между отдельными композициями.

Одной из главных трудностей стало создание единой музыкальной концепции для фильма, который объединял различные жанровые регистры. Композитору предстояло органично переходить от эпических битв с участием 90 музыкантов к боссанове, звучащей в "Земле Богов". Последнюю композицию Ромби с юмором назвал "Бossastérix", подчеркивая игривое сочетание бразильского стиля с галльской тематикой.

Иногда режиссеры Клиши и Астье имели разные представления о тоне или настроении конкретных сцен. В таких случаях команда обсуждала разногласия и находила компромиссное решение, гармонизирующее три точки зрения. Этот коллаборативный подход способствовал созданию музыки, полностью соответствующей художественному видению фильма.

Запись партитуры проходила с участием Брюссельского филармонического оркестра под управлением самого Филиппа Ромби. Оркестровое исполнение добавило музыке необходимую масштабность и эмоциональную глубину. Саундтрек был выпущен 24 ноября 2014 года на лейбле Cristal Records и включал 34 трека общей продолжительностью 47 минут 32 секунды.​​

Музыкальное оформление получило признание профессионального сообщества: партитура Ромби была номинирована на премию IFMCA за лучшую оригинальную музыку к анимационному фильму. В саундтреке, помимо оригинальных композиций Ромби, также прозвучали классические произведения в исполнении Ксавье Кугата и The Swingle Singers.

Особое внимание композитор уделил музыкальным отсылкам и цитатам: в фильме используется композиция "Sara perche ti amo" в исполнении группы Ricchi e Poveri, добавляющая итальянский колорит некоторым сценам. Музыкальное решение Ромби успешно сочетало традиционные оркестровые аранжировки с современными элементами, создавая звуковой ландшафт, достойный первого трехмерного приключения галльских героев.

Рейтинг фильма

6.90
76 602 оценки
Астерикс: Земля Богов фильм, 2014, дата выхода, актёры, описание