Дюна: Часть вторая

Дюна: Часть вторая

Dune: Part Two

О фильме

Год производства
Слоган
Да здравствуют бесстрашные воители
Режиссёр
Оператор
Композитор
Монтаж
Бюджет
190 000 000 $
Рейтинг MPAA
pg13
Время
166 мин.

Сиквелы, приквелы и ремейки

Герцог Пол Атрейдес присоединяется к фрименам, чтобы стать Муад Дибом, одновременно пытаясь остановить наступление войны.

«Дюна: Часть вторая» — американский эпический научно-фантастический фильм 2024 года, снятый режиссёром Дени Вильнёвом по сценарию, написанному им в соавторстве с Джоном Спейтсом. Картина является продолжением фильма «Дюна» (2021) и представляет собой вторую часть двухфильмовой адаптации одноимённого романа Фрэнка Герберта 1965 года. В главных ролях вновь снялись Тимоти Шаламе, Зендая, Ребекка Фергюсон, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг и Хавьер Бардем, к которым присоединились Остин Батлер, Флоренс Пью, Кристофер Уокен и Леа Сейду.

Фильм получил мировую премьеру 6 февраля 2024 года в Мехико и был выпущен в прокат в США 1 марта 2024 года. Картина собрала 715 миллионов долларов в мировом прокате при бюджете в 190 миллионов долларов, превзойдя финансовые результаты первой части и став седьмым самым кассовым фильмом 2024 года. «Дюна: Часть вторая» получила высокие оценки критиков и была названа одним из десяти лучших фильмов 2024 года Американским институтом кино, а также получила пять номинаций на премию «Оскар», выиграв статуэтки за лучший звук и лучшие визуальные эффекты.

Сюжет

Что происходит в фильме «Дюна: Часть вторая» и как развивается история Пола Атрейдеса на планете Арракис — подробный пересказ основных событий эпической научно-фантастической саги

История начинается с того, что принцесса Ирулан, ученица Мохиам — предводительницы Бене Гессерит, записывает своё предположение о том, что Пол Атрейдес может быть всё ещё жив, несмотря на якобы полное уничтожение Дома Атрейдесов её отцом, Императором Шаддамом IV. Действительно, Пол находится на пустынной планете Арракис вместе с фременами в горах, где он нашёл убежище со своей матерью леди Джессикой после смерти отца герцога Лето I Атрейдеса и нападения харконненов на столицу планеты Арракин по приказу Императора.

Стилгар, один из лидеров фременов, как и многие в его народе, видит в этом знак того, что Пол является «Лисан аль-Гаиб» — мессией и пророка их религии. Пол изучает обычаи фременов и осваивает искусство езды на легендарных песчаных червях, постепенно превращаясь в того, кем многие его видят — предсказанного спасителя. Однако его любовь к Чани, его происхождение как сына леди Джессики и растущее влияние на судьбу вселенной создают опасный конфликт между сердцем и долгом.

Нарастание конфликта и внутренние противоречия

По мере того как Пол консолидирует власть среди фременов, его амбиции простираются далеко за пределы Арракиса. Используя мастерство, удачу и запас атомного оружия, он побеждает и унижает харконненов, убивая Барона и одерживая победу над Фейд-Раутой. Пол угрожает Императору уничтожением производства пряности, если тот не согласится на требование Пола жениться на принцессе Ирулан, тем самым претендуя на трон.

Чани потрясена трансформацией Пола, поскольку изначально её привлекла его искренняя натура и нежелание поддаваться пророчеству. Пол заверял Чани, что стремится стоять рядом с ней как равный, а не править как пророк, постоянно выступая за то, чтобы фремены отвоевали свою свободу на собственных условиях. Однако под давлением обстоятельств он постепенно принимает роль мессии.

Кульминация и трагическое прозрение

После употребления Воды Жизни Пол обретает ясновидение, охватывающее пространство и время, и видит узкий путь к победе среди всех возможных будущих. Он также узнаёт, что Джессика является дочерью Барона, назначенной наложницей герцога Лето сёстрами Бене Гессерит для объединения Дома Харконненов и Дома Атрейдесов в рамках их плана по созданию Квисатц Хадераха — сверхчеловека, способного видеть прошлое и будущее.

Встретившись с военным советом южных фременов, Пол воодушевляет толпу, демонстрируя свою способность проникать в их самые сокровенные мысли. Он объявляет себя Лисан аль-Гаиб и бросает вызов Императору, который прибывает на Арракис с Ирулан и войсками сардаукаров. В то время как Император упрекает харконненов за их неудачи, фремены начинают наступление, используя атомики и песчаных червей, чтобы одолеть сардаукаров.

Трагический финал и предвестие будущего

Неохотно Император признаёт притязания Пола, но другие великие дома сопротивляются. В ответ Пол хладнокровно приказывает своим фанатичным последователям «вести их в рай». Он исполняет предначертанную судьбу, которая приведёт к потере бесчисленных невинных жизней в его так называемой «священной войне». Чани потрясена трансформацией Пола, поскольку изначально её привлекала его искренняя натура и нежелание поддаваться пророчеству.

Выбрав не сопровождать Пола в битву, Чани возвращается в пустыню, чтобы призвать песчаного червя — это отражает значительное отклонение от её роли в оригинальных романах. Последствия амбиций Пола будут развиваться в «Дюне: Мессии», если Вильнёв продолжит свою задуманную трилогию. Фильм заканчивается на зловещей ноте, показывая, как Пол становится тем, против чего он изначально боролся — диктатором, использующим религиозный фанатизм для достижения своих целей.

Производство

Как создавался фильм «Дюна: Часть вторая», кто стоял за его производством и какие творческие решения принимались в процессе разработки продолжения эпической научно-фантастической саги

Разработка «Дюны: Часть вторая» началась после того, как компания Legendary Entertainment приобрела права на экранизацию франшизы «Дюна» в 2016 году. Дени Вильнёв подписал контракт в качестве режиссёра в 2017 году с намерением создать двухчастную адаптацию романа из-за его сложности. Производственные контракты были обеспечены только для первого фильма, прежде чем второй фильм получил добро от Legendary в октябре 2021 года, в зависимости от успеха первой части.

В декабре 2020 года Вильнёв заявил, что из-за плана Warner Bros. выпустить фильм одновременно в кинотеатрах и на HBO Max, первый фильм может показать неудовлетворительные финансовые результаты, что приведёт к отмене запланированного сиквела. 26 октября 2021 года Legendary официально дала зелёный свет «Дюне: Часть вторая», при этом представитель компании заявил: «Мы не дошли бы до этого момента без экстраординарного видения Дени и удивительной работы его талантливой команды».

Творческий подход и сценарная работа

Вильнёв заявил, что фильм будет продолжать непосредственно с первого и конкретно описал его как «вторую часть». Он охарактеризовал фильм как «эпический военный фильм», добавив, что если первый фильм был более «созерцательным», то второй будет содержать больше экшена. Режиссёр стремился закрепить фильм на персонажах, прежде всего на Поле и Чани, описав их как «эпицентр истории» с «эпической историей любви» между ними.

Сценарий в конечном итоге представляет Чани как неверующую в пророчество, и его структура была задумана для того, чтобы сначала передать их романтические отношения с точки зрения Пола, а затем переключиться на точку зрения Чани, когда зрители понимают стремление Пола к власти и его зловещую природу. Вильнёв сосредоточился на первоначальном намерении Герберта изобразить Пола как антигероя в «Дюне», на пути к превращению в злодея.

Кастинг и возвращение актёров

Тимоти Шаламе, Зендая, Ребекка Фергюсон, Джош Бролин, Стеллан Скарсгард, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг и Хавьер Бардем вернулись к своим ролям из первого фильма. К актёрскому составу присоединились Остин Батлер в роли Фейд-Рауты, Флоренс Пью в роли принцессы Ирулан, Кристофер Уокен в роли императора Шаддама IV и Леа Сейду в роли леди Маргот Фенринг.

Аня Тейлор-Джой появилась в не указанном в титрах камео в роли Алии Атрейдес, нерождённой сестры Пола, которая появляется в его видениях, а также общается с Джессикой, находясь в её утробе. Стивен МакКинли Хендерсон снял сцены, повторяя свою роль Туфира Хавата, а Тим Блейк Нельсон снял сцены в нераскрытой роли, но их сцены не были включены в финальный монтаж.

Продюсерская команда

Фильм спродюсировали Мэри Пэрент, Кэйл Бойтер, Дени Вильнёв, Таня Лапойнт и Патрик МакКормик. Исполнительными продюсерами выступили Джош Грод, Герберт У. Гейнс, Джон Спейтс, Томас Талл, Брайан Герберт и Байрон Мерритт, при этом Ким Герберт и Кевин Дж. Андерсон выступили в качестве творческих консультантов.​

Вильнёв снова сотрудничал со своей командой из «Дюны»: оскароносным оператором-постановщиком Грейгом Фрейзером, оскароносным художником-постановщиком Патрисом Верметтом, оскароносным монтажёром Джо Уокером, оскароносным супервайзером визуальных эффектов Полом Ламбертом и номинированным на «Оскар» художником по костюмам Жаклин Уэст. Оскароносный композитор Ханс Циммер вновь создал музыку к фильму.​

Бюджет

Сколько стоило снять «Дюну: Часть вторая» и как распределялись финансовые ресурсы при создании одного из самых дорогих научно-фантастических фильмов последних лет

Производственный бюджет «Дюны: Часть вторая» составил 190 миллионов долларов, что на 20 миллионов долларов больше, чем у первой части, бюджет которой составлял 170 миллионов долларов. Это увеличение было обусловлено расширением масштаба производства, включающего больше экшн-сцен, дополнительные локации съёмок и более сложные визуальные эффекты.

Согласно некоторым источникам, общий бюджет фильма с учётом маркетинга и продвижения приближался к 300 миллионам долларов, включая около 100 миллионов долларов на маркетинг и промоушен. Эта цифра ставит «Дюну: Часть вторая» в ряд самых дорогих научно-фантастических блокбастеров современности, наравне с такими проектами как фильмы Marvel и «Звёздные войны».

Распределение бюджетных средств

Значительная часть бюджета была направлена на оплату звёздного актёрского состава, возглавляемого Тимоти Шаламе и Зендаей, а также на привлечение новых известных актёров, таких как Остин Батлер, Флоренс Пью и Кристофер Уокен. Гонорары ведущих актёров в подобных блокбастерах обычно составляют 15-20% от общего бюджета.

Существенные средства были потрачены на создание визуальных эффектов, которые включали в себя создание песчаных червей, масштабных батальных сцен и футуристических технологий. Компания DNEG, отвечавшая за визуальные эффекты, работала над более чем 1500 кадрами с VFX, что потребовало значительных финансовых вложений в постпродакшн.

Локационные расходы

Съёмки проходили в четырёх странах — Венгрии, Италии, Иордании и Объединённых Арабских Эмиратах — что потребовало значительных логистических затрат. Использование студий Origo в Будапеште, пустынь Вади-Рам в Иордании и оазиса Лива в Абу-Даби создало дополнительные расходы на транспортировку оборудования, размещение команды и обеспечение безопасности в различных климатических условиях.​​

По словам продюсера Патриса Верметта, сиквел использовал на 40% больше декораций, чем первый фильм, включая создание масштабных интерьеров планеты Гиеди Прайм в выставочном зале Hungexpo площадью 10 000 квадратных футов. Это потребовало дополнительных затрат на строительство декораций и их техническое оснащение.

Экономическая эффективность

Несмотря на высокий бюджет, фильм показал отличную экономическую эффективность. При бюджете в 190 миллионов долларов картина собрала 715 миллионов долларов в мировом прокате, что означает коэффициент окупаемости 3,8. Это превосходный результат для научно-фантастического фильма, особенно учитывая его продолжительность почти в три часа.

Согласно стандартным расчётам киноиндустрии, фильму требовалось собрать около 500 миллионов долларов в мировом прокате для достижения безубыточности. «Дюна: Часть вторая» значительно превзошла этот показатель, обеспечив студиям Legendary Entertainment и Warner Bros. существенную прибыль и дав зелёный свет для производства третьей части трилогии.

Кассовые сборы

Сколько денег собрала «Дюна: Часть вторая» в мировом прокате и почему фильм стал одним из самых успешных блокбастеров 2024 года

«Дюна: Часть вторая» собрала впечатляющие 715 миллионов долларов в мировом прокате, значительно превзойдя результаты первой части, которая заработала около 400 миллионов долларов. Внутренние сборы в США составили 282,1 миллиона долларов, а международные — 432,2 миллиона долларов, что сделало фильм седьмым самым кассовым фильмом 2024 года.

Фильм открылся в США с рекордными для года результатами, собрав 82,5 миллиона долларов за первый уик-энд в 4071 кинотеатре. Это был лучший дебют 2024 года на тот момент, превзойдя результаты многих крупных релизов предыдущего года, включая «Убийцы цветочной луны». Средний доход на кинотеатр составил около 20 257 долларов, что является отличным показателем для фильма продолжительностью почти три часа.

Международные результаты

На международных рынках фильм показал ещё более впечатляющие результаты. К концу первой недели мировые сборы достигли 367,5 миллиона долларов. Особенно успешным оказался релиз в Китае, где фильм собрал значительную сумму, несмотря на то что открылся там на неделю позже американского релиза.

В Великобритании фильм открылся одновременно с США 1 марта 2024 года и показал сильные результаты на этом важном европейском рынке. Европейские, ближневосточные и африканские рынки в совокупности принесли фильму более 200 миллионов долларов, подтверждив международную привлекательность франшизы.

Превышение ожиданий

К концу апреля 2024 года «Дюна: Часть вторая» преодолела рубеж в 700 миллионов долларов мирового проката, превзойдя большинство прогнозов аналитиков. Первоначально эксперты предсказывали итоговые сборы в районе 600-650 миллионов долларов, но сильное слово из уст в уста и положительные отзывы критиков обеспечили фильму долгие ноги в прокате.

Фильм демонстрировал отличную стойкость в прокате, удерживаясь в топ-10 американского бокс-офиса в течение многих недель. Коэффициент «ноги» (отношение общих сборов к сборам открытия) составил около 3,4, что является очень хорошим показателем для блокбастера подобного масштаба, особенно учитывая его длительность.​

Сравнение с первой частью

Наиболее впечатляющим достижением стало то, что сиквел уже в первые недели проката превзошёл итоговые сборы первой части в США. Первая «Дюна» собрала чуть более 108 миллионов долларов внутри страны, частично из-за одновременного релиза в кинотеатрах и на HBO Max. «Дюна: Часть вторая» получила преимущество эксклюзивного 45-дневного театрального окна перед стриминговым релизом.

Международные результаты также значительно превзошли первую часть. В то время как оригинальная «Дюна» собрала около 292 миллионов долларов на зарубежных рынках, сиквел заработал более 430 миллионов долларов, что на 47% больше. Это свидетельствует о росте интереса к франшизе и успешном построении фанатской базы после первого фильма.

Влияние на индустрию

Успех «Дюны: Часть вторая» подтвердил жизнеспособность научно-фантастических фильмов для взрослой аудитории в эпоху доминирования супергеройского кино. Результаты фильма доказали, что качественная научная фантастика с серьёзной тематикой может конкурировать с более коммерческими жанрами и находить широкую аудиторию.

Коммерческий триумф картины также обеспечил производство третьей части трилогии, основанной на романе «Дюна: Мессия» Фрэнка Герберта. Warner Bros. и Legendary Entertainment официально объявили о начале разработки «Дюны: Часть третья» с запланированной датой релиза 18 декабря 2026 года.

Актеры

Кто снимался в фильме «Дюна: Часть вторая» и как актёрский состав воплотил на экране сложных персонажей эпической научно-фантастической саги Фрэнка Герберта

Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса

Тимоти Шаламе вновь исполнил главную роль Пола Атрейдеса, изгнанного герцога Дома Атрейдесов, который объединяется с фременами для свержения тиранического Дома Харконненов. 28-летний американский актёр блестяще передал трансформацию своего персонажа от неуверенного юноши к могущественному, но морально сомнительному лидеру. Его изображение внутренней борьбы Пола между любовью к Чани и жаждой власти стало эмоциональным центром фильма.

Шаламе провёл интенсивную подготовку к роли, включающую физические тренировки для боевых сцен и изучение верховой езды на механических песчаных червях. Актёр отметил, что во второй части Пол находится под сильным влиянием Чани, которая служит его «моральным компасом», но постепенно отдаляется от неё по мере принятия роли мессии.

Зендая в роли Чани

Зендая исполнила роль Чани, молодой и мятежной воительницы фременов, которая является возлюбленной Пола. 28-летняя американская актриса получила значительно расширенную роль по сравнению с первым фильмом, где её персонаж появлялся в основном в видениях Пола. Во второй части Чани становится полноценным персонажем с собственной сюжетной аркой и моральными дилеммами.

Зендая мастерски передала эволюцию отношения Чани к Полу — от восхищения и любви к разочарованию и отчуждению по мере того, как он принимает роль религиозного лидера. Актриса отметила трудности в создании диалогов для футуристического мира, шутливо комментируя: «Было забавно пытаться понять, как они флиртуют в этом футуристическом космическом разговоре».

Остин Батлер в роли Фейд-Рауты

Остин Батлер присоединился к актёрскому составу в роли Фейд-Рауты, младшего племянника барона Владимира Харконнена и наследника Дома Харконненов. 33-летний американский актёр, получивший номинацию на «Оскар» за роль Элвиса Пресли, создал пугающий и харизматичный образ психопатического воина. Его Фейд-Раута представлен как искусный боец и безжалостный лидер, способный бросить вызов навыкам Пола в финальной дуэли.

Батлер полностью погрузился в создание образа своего персонажа, включая изучение боевых искусств и работу с хореографом поединков. Его выступление получило высокую оценку критиков за способность создать запоминающегося антагониста, который одновременно отвратителен и завораживающ.

Флоренс Пью в роли принцессы Ирулан

Флоренс Пью вошла в актёрский состав в роли принцессы Ирулан, старшей дочери Императора, наследницы престола и новициатки Бене Гессерит. 28-летняя британская актриса, номинированная на «Оскар», привнесла в роль сочетание аристократической утончённости и скрытой силы. Её персонаж служит политическим инструментом в играх великих домов, но обладает собственными амбициями и интеллектом.

Пью мастерски передала сложность персонажа, который должен балансировать между лояльностью к отцу-императору и пониманием меняющейся политической реальности. Её сцены с Шаламе создают напряжённую динамику, предвещающую будущие конфликты в планируемой третьей части.

Кристофер Уокен в роли императора Шаддама IV

Кристофер Уокен исполнил роль императора Шаддама IV, падишаха-императора Известной Вселенной и главы Дома Коррино. 81-летний обладатель «Оскара» привнёс в роль свою фирменную интенсивность и непредсказуемость. Его Шаддам IV представлен как стареющий правитель, теряющий контроль над империей и отчаянно пытающийся сохранить власть.

Уокен создал образ параноидального лидера, который понимает угрозу, исходящую от Пола и фременов, но недооценивает масштаб надвигающихся перемен. Его взаимодействие с другими персонажами, особенно с дочерью Ирулан, добавляет личную драму к политическим интригам.

Ребекка Фергюсон в роли леди Джессики

Ребекка Фергюсон вернулась к роли леди Джессики, матери Пола из ордена Бене Гессерит и наложницы покойного герцога Лето Атрейдеса. 40-летняя шведская актриса углубила изображение своего персонажа, показав трансформацию Джессики в духовного лидера фременов после принятия Воды Жизни.

Фергюсон мастерски передала внутренний конфликт Джессики между материнской любовью к Полу и пониманием того, что её действия способствуют его превращению в того, кого она когда-то пыталась защитить от подобной судьбы.

Хавьер Бардем в роли Стилгара

Хавьер Бардем вернулся к роли Стилгара, лидера племени фременов в ситче Табр. 55-летний испанский актёр, обладатель «Оскара», создал трогательный образ суррогатного отца для Пола, который искренне верит в его мессианское предназначение. Его Стилгар представляет традиционную мудрость фременов и служит связующим звеном между Полом и его новым народом.

Бардем привнёс в роль теплоту и достоинство, создав персонажа, который остаётся верным своим убеждениям даже когда окружающие начинают сомневаться в пророчестве.

Поддерживающий актёрский состав

Джош Бролин вернулся в роли Гурни Халлека, бывшего военного лидера Дома Атрейдесов и наставника Пола. Стеллан Скарсгард вновь исполнил роль барона Владимира Харконнена, а Дэйв Батиста вернулся как Рабан. Шарлотта Рэмплинг повторила роль преподобной матери Мохиам, духовного лидера Бене Гессерит.

Леа Сейду присоединилась к составу в роли леди Маргот Фенринг, представительницы Бене Гессерит и близкой подруги Императора. Суэйла Якуб исполнила роль Шишакли, воительницы фременов и подруги Чани.

Саундтрек

Какую музыку написал Ханс Циммер для «Дюны: Часть вторая» и как композитор создал звуковой мир, дополняющий визуальное великолепие эпической научно-фантастической саги

Музыку к фильму «Дюна: Часть вторая» создал Ханс Циммер, который ранее получил премию «Оскар» за лучшую музыку к оригинальному фильму Дени Вильнёва 2021 года. 67-летний немецкий композитор, являвшийся поклонником романа с подросткового возраста, продолжил разработку уникального музыкального языка для вселенной Дюны, который он начал создавать для первой части.

После создания музыки к первому фильму Циммер продолжал писать композиции в ожидании сиквела. «Я никогда не покидал мир Дюны. На самом деле, я думаю, Дени [Вильнёв] считал меня довольно безумным, потому что я продолжал писать после того, как мы закончили первый фильм», — рассказывал композитор. Многие из основных тем второго фильма были написаны в конце работы над первой частью, ещё до того, как Вильнёв начал съёмки.

Структура и концепция саундтрека

Официальный саундтрек был выпущен лейблом WaterTower Music 23 февраля 2024 года, за неделю до театрального релиза фильма в США. Альбом состоит из 25 композиций общей продолжительностью 81 минута 2 секунды, что делает его одним из самых объёмных саундтреков к блокбастерам последних лет.

Открывающая композиция «Beginnings Are Such Delicate Times» продолжительностью 8 минут 56 секунд задаёт эпический тон всему альбому. Заглавная тема «Lisan al Gaib» продолжительностью 6 минут 36 секунд служит музыкальным воплощением трансформации Пола в мессианскую фигуру. Композиция «Only I Will Remain» длительностью 6 минут 44 секунды сопровождает кульминационные сцены фильма.

Музыкальные темы и инструментарий

Циммер расширил свой уникальный инструментальный палитру для вселенной Дюны, используя комбинацию традиционных оркестровых инструментов с этническими и электронными элементами. Композитор создал специальные инструменты для передачи внеземной атмосферы Арракиса, включая модифицированные ударные и струнные инструменты.

Тема фременов получила дальнейшее развитие во второй части, отражая их растущую политическую власть и военную мощь. Композиции «The Sietch» и «Water of Life» исследуют духовные аспекты культуры фременов, в то время как «Worm Ride» и «Worm Army» передают величие и опасность песчаных червей Арракиса.

Исключение из номинаций на «Оскар»

Несмотря на высокое качество музыки, саундтрек к «Дюне: Часть вторая» не был допущен к участию в номинации на «Оскар» 2025 года «из-за превышения лимита Академии на использование уже существующей музыки». Согласно правилам Академии, в случаях сиквелов и франшиз партитура не должна использовать более 20% уже существующих тем и музыки из предыдущих фильмов франшизы.

Музыка Циммера ко второму фильму «включает существенные элементы из его работы над 'Дюной' 2021 года», что привело к исключению из рассмотрения на премию. Это решение вызвало дискуссии в киноиндустрии о справедливости подобных ограничений для композиторов, работающих над многочастными франшизами.

Коммерческий релиз и признание

Саундтрек доступен на всех основных стриминговых платформах, включая Spotify, Apple Music и YouTube Music. Альбом также был выпущен в расширенной Deluxe-версии на двух компакт-дисках с дополнительными композициями и альтернативными версиями основных тем.

Несмотря на исключение из оскаровской гонки, музыка получила номинации на World Soundtrack Awards в категориях «Выбор публики» и «Композитор года». Циммер также был номинирован на «Золотой глобус» за лучшую оригинальную музыку, хотя в итоге награду получил другой композитор.

Влияние на восприятие фильма

Музыка Циммера стала неотъемлемой частью кинематографического опыта «Дюны: Часть вторая», усиливая эмоциональное воздействие ключевых сцен и помогая зрителям погрузиться в чужеродный мир Арракиса. Критики особо отметили способность композитора создать звуковой ландшафт, который одновременно поддерживает повествование и существует как самостоятельное художественное произведение.

Партитура Циммера продолжает традицию великих научно-фантастических саундтреков, стоя в одном ряду с музыкой Джона Уильямса к «Звёздным войнам» и Вангелиса к «Бегущему по лезвию», и обещает остаться классикой жанра на долгие годы.

Награды

Какие награды и номинации получила «Дюна: Часть вторая» на главных кинопремиях и как фильм был отмечен профессиональным сообществом за технические и художественные достижения

«Дюна: Часть вторая» получила широкое признание профессионального сообщества, завоевав множество престижных наград и номинаций. Фильм был включён в список десяти лучших фильмов 2024 года по версии Американского института кино, что подтверждает его статус как одного из выдающихся кинематографических достижений года.

Премия «Оскар» 2025

На 97-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм получил пять номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая операторская работа», «Лучший звук», «Лучший дизайн производства» и «Лучшие визуальные эффекты». Из пяти номинаций картина выиграла две статуэтки — за «Лучший звук» и «Лучшие визуальные эффекты», что стало заслуженным признанием технического мастерства создателей фильма.

Победа в категории «Лучшие визуальные эффекты» досталась команде в составе Пола Ламберта, Стивена Джеймса, Риса Салкомба и Герда Нефцера. Награда за «Лучший звук» была вручена Рону Бартлетту и Гарету Джону за выдающуюся работу по созданию звукового дизайна фильма. Примечательно, что первая «Дюна» получила шесть «Оскаров» из десяти номинаций, в то время как сиквел завоевал две статуэтки из пяти номинаций.

Премия BAFTA 2025

На 78-й церемонии вручения премии BAFTA фильм получил семь номинаций и выиграл две награды — за «Лучший звук» и «Лучшие специальные визуальные эффекты». Команда звукорежиссёров во главе с Роном Бартлеттом и Гаретом Джоном была отмечена за создание immersивного звукового мира Арракиса, включающего всё — от тончайших звуков песчинок до мощного рёва песчаных червей.​

Награду за визуальные эффекты получила компания DNEG в лице Пола Ламберта, Стивена Джеймса и Риса Салкомба за создание фотореалистичных песчаных червей, масштабных батальных сцен и футуристических технологий. Работа команды включала более 1500 кадров с визуальными эффектами, создающих убедительный мир далёкого будущего.

Премия «Золотой глобус» 2025

На 82-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» фильм получил две номинации — «Лучший фильм — драма» и «Лучшая оригинальная музыка». Хотя картина не выиграла ни одной из этих номинаций, признание Голливудской ассоциации иностранной прессы подтвердило высокое качество работы режиссёра Дени Вильнёва и композитора Ханса Циммера.

Награды Critics' Choice Awards

На 30-й церемонии Critics' Choice Awards фильм получил рекордные десять номинаций, включая «Лучший фильм», и выиграл награду за «Лучшие визуальные эффекты». Это признание со стороны критиков подчеркнуло как коммерческий, так и художественный успех картины, демонстрируя способность блокбастера получить признание у профессионального сообщества.

Награды Saturn Awards

На 52-й церемонии Saturn Awards, посвящённой научно-фантастическим, фэнтезийным фильмам и фильмам ужасов, «Дюна: Часть вторая» получила множественные номинации в различных категориях. Эти награды особенно значимы для научно-фантастического жанра, поскольку они специально признают достижения в области фантастического кинематографа.

Visual Effects Society Awards

На церемонии VES Awards 2025 фильм получил несколько номинаций, включая «Выдающиеся визуальные эффекты в фотореалистичном художественном фильме» и выиграл награду за «Выдающуюся среду в фотореалистичном художественном фильме» за создание «Арракинского бассейна». Команда в составе Марка Остина, Кристофера Ансьома, Даниэля Райна и Даниэля Антона Фернандеса была отмечена за создание убедительных пустынных ландшафтов.

Профессиональные награды

Фильм получил награду Association of Motion Picture Sound (AMPS) за «Выдающиеся достижения в области звука для художественного фильма». В заявлении жюри отмечалось: «Звук для 'Дюны: Часть вторая' был поразительным и ключевым для погружения зрителей в обширный мир Арракиса Дени Вильнёва».

Номинации без побед

Несмотря на многочисленные награды, фильм не получил признания в некоторых ключевых категориях. Режиссёр Дени Вильнёв не был номинирован на «Оскар» за режиссуру, что многие считают несправедливым упущением. Также саундтрек Ханса Циммера был исключён из рассмотрения на «Оскар» из-за превышения лимита на использование музыки из предыдущих фильмов франшизы.

Тем не менее, общее количество наград и номинаций подтверждает статус «Дюны: Часть вторая» как одного из выдающихся кинематографических достижений 2024 года, особенно в технических категориях, где фильм продемонстрировал высочайший уровень мастерства в области звука, визуальных эффектов и производственного дизайна.

Рейтинг фильма

8.50
811 427 оценок

Если вам понравился этот фильм