Темный рыцарь

Бэтмен поднимает ставки в войне с криминалом. С помощью лейтенанта Джима Гордона и прокурора Харви Дента он намерен очистить улицы Готэма от преступности. Сотрудничество оказывается эффективным, но скоро они обнаружат себя посреди хаоса, развязанного восходящим криминальным гением, известным напуганным горожанам под именем Джокер.

Готэм переживает редкий подъём надежды: благодаря связке Бэтмена, лейтенанта Джима Гордона и окружного прокурора Харви Дента организованная преступность загнана в угол. Но на сцену выходит новая сила — Джокер, террорист-анархист без чёткой идентичности и мотивов. Его цель — доказать, что любой порядок хрупок, а мораль — условность. Серия дерзких нападений (от ограбления банка до шантажа городских элит) ставит правоохранителей и Бэтмена перед выбором, где каждая реакция лишь усиливает хаос.

Брюс Уэйн видит в Денте шанс вернуться к обычной жизни: герой в пиджаке может заменить героя в маске. Но Джокер играет по своим правилам — похищения, моральные дилеммы, «социальные эксперименты» с людьми на паромах. Личная линия Бэтмена переплетается с историей Рэйчел — женщины, разделяющей чувства между Брюсом и Харви. Одно решение, одно взрывное событие — и «белый рыцарь» Готэма превращается в трагическую фигуру Двуликого, а Бэтмен берёт на себя чужую вину, чтобы сохранить хрупкую надежду горожан.

Производство

Успех «Бэтмен: Начало» (2005) убедил Warner Bros. двигаться дальше: Кристофер Нолан вернулся в режиссёрское кресло, а историю разработали Нолан и Дэвид С. Гойер; финальный сценарий написали братья Ноланы — Джонатан и Кристофер. Центральной драматической осью стала фигура Харви Дента как «лидера надежды», раздавленного столкновением с абсолютным хаосом Джокера.

На уровне жанровых ориентиров фильм опирается не только на комиксные каноны 1980-х («The Killing Joke», «Arkham Asylum» и др.), но и на эстетику криминальной драмы: Нолан прямо указывал на влияние «Схватки» Майкла Мэнна — реализм города, полицейско-гангстерский нерв, масштабные уличные операции.

Кастинг Джокера в исполнении Хита Леджера поначалу вызвал споры, но образ оказался революционным: актёр черпал вдохновение из панк-икон и «Заводного апельсина», а также из экспрессионистской пластики Фрэнсиса Бэкона, что повлияло на грим и манеру. Позднее это подтверждал и сам Нолан, описывая «тактильность» образа. Леджер получил «Оскар» посмертно (лучшая мужская роль второго плана).

С апреля по ноябрь 2007 года основная часть съёмок прошла в Чикаго и Гонконге; интерьерные сцены строили на площадках в Англии (Pinewood Studios, ангары Кардингтона). Рабочее название — «Rory’s First Kiss», чтобы меньше привлекать внимание.  

Отдельного внимания заслуживает маркетинг: 15-месячная ARG-кампания Why So Serious? от 42 Entertainment превратила фанатов в «жителей Готэма» — с уличными квестами, сайтами, письмо-«тортами» с вмонтированными телефонами и «предвыборной» активностью Харви Дента. Кампания собрала более 11 млн участников в 75+ странах и вошла в книгу рекордов Guinness как самая массовая ARG. 

Съёмки

IMAX как язык фильма. «Тёмный рыцарь» — первая голливудская картина, частично снятая на 15/70-мм IMAX-камеры (около 20–28 минут метража: пролог с ограблением банка, воздушные панорамы Готэма/Чикаго, погоня с грузовиком, кульминационные эпизоды). Нолан и оператор Уолли Фистер сознательно совмещали 35-мм анаморфот и IMAX, чтобы важнейшие сцены «дышали» масштабом и детализацией. Это решение стало технологическим прорывом и задало тренд для последующих блокбастеров.

В интервью American Cinematographer Фистер подчёркивал «однокамерный» подход Нолана и его любовь к практическим методам — с реальными локациями, источниками света и каскадёрскими трюками.  

Локации. Чикаго сыграл Готэм — от Старого Главпочтамта (ограбление банка) до Lower Wacker Drive и LaSalle Street (погоня). Дополнительно снимали в Лондоне и Бедфордшире (Cardington Airfield), а также в Гонконге (сцена с Лау и «экстракцией»).

Практические трюки.

— Переворот фуры. Один из самых известных моментов — реальный «флип» 18-колёсного грузовика в центре Чикаго. Спецэффекты под руководством Криса Корбалда встроили гидравлический поршень в прицеп; CGI использовали лишь для удаления технических элементов. Сцена была снята за один дубль. 

— Взрыв «больницы». Под «Готэм Дженерал» задекорировали заброшенную конфетную фабрику Brach’s, которая и так шла под снос; эффект выполнили практически, с тщательно спланированной паузой в детонации (та самая «заминка» Джокера — не импровизация, а часть постановки).

Бюджет

Официальный производственный бюджет «Тёмного рыцаря» составил $185 млн. Премьерный уик-энд в США дал $158,4 млн — исторический рекорд на тот момент; итоговые сборы достигли $1,003,8 млрд по миру (≈ $533,3 млн США и $470,5 млн международно). Картина удерживала множество рекордов (включая однодневные и IMAX-старт) и способствовала тотальному распространению широкоформатных релизов.

Актеры

Кристиан Бэйл — Брюс Уэйн / Бэтмен. Новый костюм позволил герою стать подвижнее, а пластика боёв — читабельнее; драматическая линия — баланс между миссией и жертвой.

Хит Леджер — Джокер. Образ стал культурным феноменом: методическая подготовка, уникальная пластика, голос, «разрушенный» грим; посмертный «Оскар» и статус одного из величайших экранных злодеев.

Аарон Экхарт — Харви Дент / Двуликий. «Белый рыцарь» Готэма, чья арка — сердцевина трагедии.

Майкл Кейн — Альфред Пенниуорт; Гари Олдман — Джеймс Гордон; Мэгги Джилленхол — Рэйчел Доус; Морган Фриман — Люциус Фокс — опорная «совесть» и инфраструктура Бэтмена.

Поддержка ансамбля усиливает реализм: Силлиан Мёрфи (Страхогон), Уильям Фихтнер (менеджер банка), Нестор Карбонелл (мэр), Чин Хань (Лау), Майкл Джей Уайт (Гэмбол), Дэвид Дастмалчян (подручный Джокера) и др.

Фильм собрал восемь номинаций на «Оскар» и выиграл две статуэтки — Леджеру (актёр второго плана) и Ричарду Кингу (звукорежиссура/монтаж звука).

Саундтрек

Музыку написали Ханс Циммер и Джеймс Ньютон Ховард — дуэт, начавшийся в «Бэтмен: Начало». Альбом The Dark Knight: Original Motion Picture Soundtrack вышел 15 июля 2008 года (CD/цифра, затем — спец-издание и винил). Главная драматургическая идея — минималистичные лейтмотивы, где у Бэтмена — «две ноты» боли и вины, у Джокера — звуковая проволока тревоги, натяжение смычка, индустриальные фактуры; Дент получил отдельную тему, эволюционирующую вместе с персонажем. Саундтрек завоевал Грэмми как «Лучший саундтрек к визуальным медиа». 

Рейтинг фильма

9
3 760 535 оценок
Темный рыцарь фильм, 2008, дата выхода, актёры, описание